21 | 09 | 2017
Вопросы и ответы
Документы
Характеристики

Решение ФАС по Государственное учреждение Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов"


РЕШЕНИЕ
по жалобе № 04-22/81
29 июля 2009 г. г. Петрозаводск

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Петров М.А. –Председатель Комиссии, руководитель Карельского УФАС России;
Шкарупа С.А. – Зам. председателя Комиссии, зам. руководителя Карельского УФАС России;
Ковалев М.В. – Член Комиссии, зам. начальника отдела контроля органов власти и госзакупок Карельского УФАС России;
Безрукавникова И.Ю. - Член Комиссии, ведущий специалист - эксперт Карельского УФАС России;

В присутствии:
- представителей государственного заказчика – Государственное учреждение Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов": Римского Г.В. (доверенность от 27.07.2009 г. – в деле); Клементьевой Е.В. (доверенность от 27.07.2009 года – в деле);
- в отсутствие представителей заявителя - ЗАО «Научно-производственная компания «ИРНИТ» (надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения жалобы)
рассмотрев жалобу ЗАО «Научно-производственная компания «ИРНИТ» на действия государственного заказчика – Государственное учреждение Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" (далее - Заказчик) при размещении заказа в форме открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку авиационного бензина AVGAS 100 LL в количестве 30(тридцать) тонн для нужд ГУ РК «Северо - Западная база авиационной охраны лесов» (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступила жалоба ЗАО «Научно-производственная компания «ИРНИТ» (далее - Заявитель).
Основные доводы Заявителя сводятся к следующему.


На основании письменного заявления государственному заказчику от 10.07.09 № 50 Заявителю в электронном виде была предоставлена документация об Аукционе, в котором он намеривался принять участие.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона, а также документации об открытом аукционе № 05-20-06 предметом государственного контракта является поставка авиационного бензина AVGAS 100LL в количестве 30 (тридцати) тонн для нужд ГУ РК «Северо-Западная авиабаза».
Заявитель считает, что государственный заказчик нарушил требования части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов, в частности, Заказчик, указав в документации об аукционе на товарный знак, не сопроводил его словом «или эквивалент», а также не определил параметры эквивалентности товаров.
По мнению Заявителя, на сегодняшний день на рынке авиатоплива эквивалентом AVGAS 100LL является традиционное топливо марки Б 91/115, используемое на отечественной авиатехнике. Функциональные и качественные характеристики авиационного топлива марки Б 91/115 идентичны таким характеристикам авиационного бензина марки AVGAS 100LL .
Заявитель указал, что документами, подтверждающими эквивалентность вышеуказанных марок авиатоплива, являются сертификаты соответствия требованиям ГОСТ 1012-72, выданные Органами сертификации системы сертификации Госстандарта России в соответствии с Постановлением правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №118 Д «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», а также протоколы и акты соответствующих аккредитованных организаций.
Руководствуясь частью 8 статьи 34 Закона о размещении заказов, Заявителем в адрес Заказчика было направлено письмо от 15.05.09 №55 с просьбой разъяснить, возможна ли поставка товара, эквивалентного авиационному бензину марки AVGAS 100LL, и в соответствии с какими требованиями и показателями устанавливаются параметры эквивалентности указанной марки авиационного бензина. Государственный заказчик сообщил, что ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» не предусматривает возможность поставки бензина, эквивалентного марке AVGAS 100LL фирмы «Шелл».
Однако в нарушении требований части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов, ответ был получен 20.07.09 г. в 13:38 (с опозданием) и разъяснение не было размещено на официальном сайте, что, по мнению Заявителя, не позволило ему вовремя отправить заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя, и пояснили следующее.
1) Из смысла ст.1431 главы 69 ГК РФ следует, что товарный знак это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Заявителем не были представлены доказательства того, что AVGAS является товарным знаком.
По мнению представителей Заказчика, AVGAS не является товарным знаком, а это всего лишь общепринятая международная сокращенная аббревиатура: авиационный бензин = Aviation Gasoline = AVGAS. Два числа применяемые для обозначения авиационных бензинов (число обедненной рабочей смеси и число обогащенной рабочей смеси), что приводит к многораз­рядной системе, например Avgas 100/130 (в данном случае показатель произ­водительности обедненной рабочей смеси - 100, а показатель обогащенной ра­бочей смеси - 130).
Таким образом, полагают, Заказчиком не был нарушен порядок, предусмотренный п.3 ст.34 Закона о размещении заказов, поскольку указание «или эквивалент» в данном случае не требовалось.
Также пояснили, что согласно письму Государственной службы гражданской авиации Минтранса России № 24.9 – 152ГА «Об эксплуатации самолётов Ан-2 на авиационном бензине 100LL» от 30.05.03 г., авиационный бензин 100LL был допущен к применению на отечественной авиатехнике как взаимозаменяемый с авиационным бензином Б-91/115 … Исследования авиадвигателей АШ-62ИР (прим. - для самолётов Ан-2) показали удовлетворительные результаты. В этом же письме указывалось на сокращение авиабензина Б-91/115 российским нефтеперерабатывающими заводами.
Своим письмом ФГУП «Научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА)» № 2322 от 16.08.07 г. подтвердило, что единственным допущенным к эксплуатации в гражданской авиации производителем авиабензина марки Б-91/115 (ГОСТ 1012-72) являлся ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», который произвел последнюю партию данного вида продукта в 2004 году и прекратил его производство по причине отсутствия компонента топлива (тетраэтилсвинца) и подтвердило порядок перехода на авиаГСМ для самолётов Ан-2 AVGAS 100LL (по спецификациям DEF STAN 91-90), и ни на какой иной авиабензин.
Представители Заказчика считают, что, принимая во внимание отсутствие на российском рынке сертифицированного авиационного бензина для самолётов Ан-2 марки Б-91/115 или его аналогов, допущенных к использованию в гражданской авиации России, Заказчик обязан был разместить государственный заказ на приобретение авиационного бензина AVGAS 100LL с функциональными характеристиками, оговоренными в разделе 27 «Информационной карты аукциона».
Также пояснили, что на протяжении последних трёх лет, в связи с прекращением выпуска в России авиабензина марки Б 91/115 (ГОСТ 1012-72) в технологии системы авиатопливообеспечения (цистерны, трубопроводы, насосы, фильтры, системы централизованной заправки и пр.) эксплуатируется технологическое оборудование с авиабензином AVGAS 100LL.
Топливохранилища в учреждении размещены на 4-х объектах на территории Республики Карелия: Сегежа, Калевала, Сортавала, Петрозаводск (Пески).
В случае приобретения авиабензина другого сорта или марки отечественного производства и эксплуатации на нём самолётов Ан-2 потребуются значительные материальные затраты по подготовке технологического оборудования объектов ГСМ учреждения, так как смешение различных марок в средствах хранения недопустимо. В условиях чрезвычайной ситуации, к которой приравнен пожароопасный сезон, вынужденный переход на другое топливо приведет к его срыву и значительному ущербу лесному фонду страны.
2) По факту не размещения Заказчиком разъяснений на официальном сайте пояснили следующее.
Действительно, в адрес Заказчика поступила факсимильная копия письма № 55 от 15.07.09 г., в котором Заявитель просит разъяснить « … возможна ли поставка товара, эквивалентного авиационного бензину марки AVGAS 100LL и в соответствии с какими требованиями и показателями устанавливаются параметры эквивалентности указанной марки авиационного бензина».
Согласно части 1 ст.24 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации.
Письмо Заявителя касается предмета аукциона - авиационного бензина AVGAS формально, но самой просьбы о разъяснении конкретных положений документации нет, есть лишь просьба разъяснить условия поставки эквивалентного авиабензина, заявленного в предмете аукциона. Полагают, что любой поставщик, знающий о потребностях учреждения в авиабензине и состояние российского рынка авиатоплива, мог обратиться в адрес Заказчика с подобного рода письмом – о возможности поставки эквивалентного авиабензина марки AVGAS 100LL, что и сделал фактически Заявитель.
Таким образом, считают, что письмо Заявителя от 15.07.09 г. не является обращением, целью которого было разъяснение положений аукционной документации, а целью его было выяснение правовых оснований для закупки авиационного бензина AVGAS 100LL, для дальнейшего обжалования действий государственного заказчика.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила.
Заказчик разместил заказ в форме открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку авиационного бензина AVGAS 100 LL в количестве 30(тридцать) тонн для нужд ГУ РК «Северо - Западная база авиационной охраны лесов» (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена: 2 250 000,00 рублей
Рассмотрения заявок на участие в аукционе состоялось 21 июля 2009 г.
Как пояснили представители Заказчика, в связи с отсутствием на Российском рынке сертифицированного авиационного бензина для самолётов Ан-2 марки Б-91/115 или его аналогов, допущенных к использованию в гражданской авиации России, Заказчик обязан был разместить государственный заказ на приобретение авиационного бензина AVGAS 100LL с функциональными характеристиками, оговоренными в разделе 27 «Информационной карты аукциона».
Вместе с тем, установлено, что на рынке авиатоплива эквивалентом AVGAS 100LL является традиционное топливо марки Б 91/115, используемое на отечественной авиатехнике. Функциональные и качественные характеристики авиационного топлива марки Б 91/115 идентичны таким характеристикам авиационного бензина марки AVGAS 100LL .
Документами, подтверждающими эквивалентность вышеуказанных марок авиатоплива, являются сертификаты соответствия требованиям ГОСТ 1012-72, выданные Органами сертификации системы сертификации Госстандарта России в соответствии с Постановлением правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №118 Д «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
На рассмотрение дала Заявителем была представлена копия сертификата соответствия на авиационный бензин № POCC PL. AЯ 02.В38850. выданный ООО «Научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (сроком действия с 10.02.2009 года по 31.12.2010). По данному сертификату, выданному обществу с ограниченной ответственностью «КМК ЭРВИН») авиационный бензин марки B-91/115 соответствует установленным ГОСТАам (ГОСТ 10-72) и разрешен к использованию на территории Российской Федерации.
Следовательно, кроме авиационного бензина марки AVGAZ 100 LL, могут использоваться и иные марки авиационного топлива.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заказчик, в приложении «Образцы форм», в пункте 29.4 «Образец предложений о функциональных и качественных характеристиках товаров» документации об аукционе установил перечень сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемого к поставке авиационного бензина, в частности, в пп.1 - указано AVGAZ 100 LL.
В предмете Аукциона также указана поставка конкретной марки авиационного бензина AVGAS 100LL.
Кроме того, в ответе на запрос Заявителя, направленном в адрес Заказчика, с просьбой разъяснить, возможна ли поставка товара, эквивалентного авиационному бензину марки AVGAS 100LL, Заказчик сообщил, что возможность поставки бензина, эквивалентного марке AVGAS 100LL фирмы «Шелл», не предусматривается.
Таким образом, Заказчик, указав в документации об аукционе конкретную марку товара - авиационный бензин AVGAZ 100 LL, установил требование к товару, влекущее за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку ограничил число возможных участников, предлагающих авиационный бензин марки Б 91/115, тем самым нарушил часть 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов.
По вопросу разъяснений Заказчиком положений документации об аукционе было установлено следующее.
В адрес Заказчика поступила факсимильная копия письма № 55 от 15.07.09 г., в котором Заявитель просит разъяснить « … возможна ли поставка товара, эквивалентного авиационного бензину марки AVGAS 100LL и в соответствии с какими требованиями и показателями устанавливаются параметры эквивалентности указанной марки авиационного бензина».
Объяснения представителей Заказчика относительно того, что целью данного запроса было выяснение правовых оснований для закупки авиационного бензина AVGAS 100LL, для дальнейшего обжалования действий государственного заказчика, а не обращение, целью которого было разъяснение положений аукционной документации, что любой поставщик, знающий о потребностях учреждения в авиабензине и состояние российского рынка авиатоплива, мог обратиться в адрес Заказчика с подобного рода письмом – о возможности поставки эквивалентного авиабензина марки AVGAS 100LL, признаются необоснованными.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о размещении заказов, разъяснения об аукционе и внесение в нее изменений осуществляется в соответствии со статьей 24 указанного закона с учетом особенностей, установленных частью 9 настоящей статьи.
Руководствуясь частью 8 статьи 34 Закона о размещении заказов, Заявителем в адрес Заказчика было направлен запрос от 15.05.09 №55 с просьбой разъяснить , возможна ли поставка товара, эквивалентного авиационному бензину марки AVGAS 100LL, и в соответствии с какими требованиями и показателями устанавливаются параметры эквивалентности указанной марки авиационного бензина.
Согласно положениям части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации. Согласно части 2 указанной статьи в течение одного дня со дня направления разъяснений положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов, участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта.
Факт получения ответа Заявителем 20.07.09 г. не свидетельствует о том, что Заказчиком были нарушены требования части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в части отправки ответа в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса. Данный ответ был зарегистрирован за исходящим номером 1082 от 17 июля 2009 года. В форме электронного документа не отправлялся.
Однако в нарушении части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов, в течение одного дня со дня направления разъяснений по запросу участника размещения заказа такое разъяснение не было размещено Заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ЗАО «Научно-производственная компания «ИРНИТ» обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 24 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Направить материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности Заказчика в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии _________________________ Петров М.А.

Зам. председателя комиссии _______________________ Шкарупа С.А.

Члены Комиссии _______________________ Ковалев М.В.
_______________________ Безрукавникова И.Ю.

 

Важные документы
Последствия использования некачественного авиационного топлива
Благодарности